Шпионская сага

«Апостол» — это история о борьбе двух разведок, немецкого «Абвера» и советского НКВД. По сюжету действие картины происходит в Советском Союзе и Германии. А вот география съемок сериала была намного обширнее: работали и в Москве, и в Праге, и в российской глубинке.


Заключительные эпизоды картины... снимали в Тунисе. Ну а немецкий концлагерь снимали в Кирилло-Белозерском монастыре в Вологодской области. Специально для съемок монастырь кардинально поменял облик: нацистская символика и надписи на немецком языке, колючая проволока на стенах, тюремные бараки. Несмотря на это, монастырь отнесся к съемочной группе весьма благосклонно (а может, правильнее сказать не монастырь, а силы небесные?..).

Один из участников съемок поделился такой историей: «Для съемок очередной сцены был нужен дождь. Но хотя небо все было затянуто тучами, он никак не начинался. Пожарная машина, которая обычно выручала с имитацией непогоды, в тот день была занята на пожаре. Уже начинало темнеть, когда режиссер, встав перед монитором, начал читать «Отче наш». И через несколько минут в кадре появились крупные, «киношные» капли. Произошло настоящее чудо!»

Кстати, местные жители, наблюдавшие за тем, как проходили съемки, признавались, что им тяжело было видеть свастику на месте православных святынь, но именно такой контраст заставил их сильнее прочувствовать весь ужас войны.


Актерский состав в сериале поистине звездный! Главных героев– близнецов, играет блистательный Евгений Миронов.

Роль капитана Хромова из НКВД очень ярко исполняет Николай Фоменко.

Конечно, тяжелее всех приходится Евгению Миронову. У него было множество сцен, где герой попадал в различные экстремальные ситуации: как настоящему диверсанту Миронову приходилось вскрывать замки, прыгать спарашютом, боксировать, демонстрировать приемы самбо, плавать как рыба и работать с рацией. Всъемочной группе говорили, что особенно нелегко ему давались замки и рация. На вопросы журналистов, как он со всем этим справляется, Миронов отвечал: «Держу себя в форме: не пью, очень мало курю. Но поскольку съемки идут по двенадцать часов, в голове только одно — лишь бы добраться до номера».

Главную женскую роль — Лидию, жену Павла, которой для конспирации сообщили, что муж погиб, играет Дарья Мороз, дочь режиссера телефильма. Кстати, по словам Юрия Мороза, роль его дочка получила вовсе не по родственному блату. «Я вообще очень строго к ней отношусь, даю роль, только если она идеально ложится на ее образ. На этот раз именно так и получилось», — рассказывал режиссер.

Вообще результатом съемок Мороз остался очень доволен. Пока телефильм монтировался, в российской прессе уже вовсю гадали, на что же будет похож «Апостол». Критики даже поспешили назвать его современной версией знаменитого советского кинофильма «Щит и меч».


8 любопытных кинофактов

1. В обычном московском дворике, где снимался один из ударных эпизодов художественного телесериала «Апостол», едва не случилось фатальное ЧП: Евгений Миронов и Николай Фоменко забрались в антикварный «ГАЗ М-1», и вдруг из-под капота посыпались искры и повалил дым — загорелась проводка в моторе. На столь эффектное завершение сцены не рассчитывали ни артисты, ни режиссер. По счастью, все обошлось без травм.

2. Взрывы, которых в сериале довольно много, снимались «с хитростями» — естественно, ни в центре Москвы, ни на территории монастыря взрывать киношникам не разрешали. Поэтому они забрасывали героев кусками земли, как будто это от взрыва, а потом специалисты по компьютерной технике совмещали взрыв с изображением монастыря.

3. Перед началом съемок в местной вологодской газете было дано объявление о том, что съемочной группе киностудии «Мосфильм» требуются мужчины от 25 до 50 лет для съемок в массовке. Очень многие откликнулись, так как для людей это была не только экзотическая работа, но и дополнительный заработок — за день съемок непрофессиональным актерам платили 300 рублей. Был только один момент: если на роли «своих» жители шли охотно, то играть немцев соглашались далеко не все. Так 80-летний Федор Карганов, получив персональное приглашение на съемки, возмутился: «Кого? Немцев играть? Да я их бил на Курской дуге!»


4. Снимался в сериале и один «настоящий немец» — Йенс Харман. Причем он был не профессиональным актером, а журналистом, работавшим в немецком информационном агентстве и пишущим статьи о жизни россиян. В картине Йенс сыграл фельдшера. Это его первая роль в кино. Конечно же, после съемок в немецких изданиях появился ряд статей как о самом фильме, так и о жизни россиян.

5. Во время съемок исполнители главных ролей, а также режиссер, оператор, сценарист и директор фильма жили в гостинице «Заозерье». Самый недорогой номер в ней стоит около 2 тысяч рублей (около 40 латов), а номер люкс в VIP-зоне для Евгения Миронова стоил 4200 рублей (примерно 85 латов) в сутки. Остальная съемочная группа располагалась в гостинице «Русь».

6. Сценарий к фильму написал Олег Антонов, а начинал снимать кино режиссер Геннадий Сидоров. Правда, за время съемок режиссер поменялся, причем в режиссуресебя успел попробовать и сам Евгений Миронов. На момент последних съемочных дней главным режиссером был Юрий Мороз.

7. Места на Вологодчине, где проходили съемки, были красивейшими, и многие актеры захватили с собой снасти для рыбалки. Но график работы был такой напряженный, что артисты, вымученные иуставшие, вспоминали опривезенных спиннингах лишь глубокой ночью — когда голова покоилась на подушке иуже не было сил встать.


8. Среди детей, которые участвовали в сериале, были и настоящие звезды. Так 12-летний Саша Сигуев в кино с 3 лет. Получив первый опыт в рекламе шоколада «Бабаевский», он снялся затем в фильмах «Бедная Настя», «Подари мне жизнь», «Под проливным огнем». В «Апостоле» он сыграл мальчика из детского дома, который помогает разыскивать сына обезумевшей от горя матери (артистка Дарья Мороз). «Сниматься было очень просто, — рассказывает Саша, — надо только больше двигаться и быть грустным».

Прямая речь

Николай Фоменко: «В ситуации, в которой оказались наши герои, нет хороших и плохих. Есть люди, которым надо выполнить определенное задание, и они его выполняют. Иначе, может быть, вся война пошла бы немного по-другому».

Евгений Миронов: «Мой старый товарищ сценарист Олег Антонов предложил прочитать сценарий фильма «Апостол». Я прочитал за одну ночь, и буду ли я сниматься или нет — сомнений не возникало».

Евгений Миронов: «Сниматься было очень непросто! Один мой герой — учитель-недотепа, второй — хитрый и циничный негодяй. Павел, ставший последней надеждой советской разведки, все время в напряжении, рассекретят или нет. Вместе с ним, конечно, трепетал и я».

Ольга СТОПИНСКАЯ, «Люблю!»